Пожарная безопасность вентилируемых фасадов

04.11.2013

image

Вопросы обеспечения пожарной безопасности построек при использовании вентилируемых фасадных систем

Пожарная безопасность — один из краеугольных камешков современного проектирования и строительства. Но серьёзнейшей неувязкой русской стройиндустрии как и раньше остаётся присутствие на рынке огромного количества материалов, не прошедших нужных испытаний перед применением в практическом штатском и промышленном строительстве, безопасность которых вызывает у профессионалов огромные опаски. В особенности остро чувствуется эта неувязка в тех секторах строительства, где интенсивно используются технологии подвесных вентилируемых фасадов.

Посреди прошедшего столетия наметились новые тенденции в защите и отделке фасадов построек, позволившие сделать лучше их эксплуатационные свойства и долговечность. Подвесные вентилируемые фасады (НВФ) стали реальным прорывом в этой области. В Россию эта разработка пришла в 1990-х годах и сразу захватила популярность благодаря своим техническим и экономическим преимуществам.

Для подъема деталей контрукции вентилируемых фасадов использовались подъемники грузовые шахтные. Когда эйфория пошла на спад, выяснилось, что далековато не все вентфасады отвечают простым требованиям пожарной безопасности. Более того, в течение долгого времени в массовом штатском строительстве обширно применялись конкретно те материалы, которые вообщем не должны были получить допуск к применению в этом секторе отрасли, в том числе фасадные системы с композитной облицовкой и дюралевой подконструкцией. Свою роковую роль тут сыграли суждения чисто экономического нрава, которые, к огорчению, нередко становятся определяющими на «диком» рынке. Так вышло и на этот раз.

Многие заказчики, понадеявшись только на российский «авось», и не осознавая полностью масштабов той моральной, вещественной и уголовной ответственности, которую может повлечь за собой несоблюдение требований пожарной безопасности, с лёгкостью использовали эти материалы при проектировании и монтаже НВФ. Как следствие, невзирая на относительно малый срок внедрения вентфасадов, в нашей стране уже записанно огромное число пожаров, сопровождавшихся частичным либо полным выгоранием вентфасадов либо их обрушением в зону эвакуации людей (для справки: любая плитка облицовочного керамогранита размером 600х600х10 мм весит 8-9 кг).

«Налицо две трудности. 1-ая состоит в бесконтрольном использовании горючих облицовочных материалов, таких как дюралевые композитные панели, в том числе и класса горючести Г4, чего не допускает ни один из действующих нормативов. 2-ая — применение облегчённой дюралевой подконструкции, которая, кроме собственных бессчетных плюсов, обладает одним недочетом, способным перечеркнуть их все: алюминий и его сплавы теряют несущую способность при относительно низких для пожара температурах», — комментирует Сергей Якубов, управляющий департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Группы компаний Металл Профиль, ведущего русского производителя кровельных и фасадных систем.

Согласно результатам экспериментальных исследовательских работ ФГУ ВНИИПО МЧС Рф, некие типы дюралевых композитных панелей включают слой из целофана, который уже на 6-8 минутках тесты выделяет газообразные продукты горения и потом воспламеняется с предстоящим обильным возникновением пылающих капель расплава. При всем этом коэффициент дымообразования полиэтиленового наполнителя относит его к группе Д3, а саму панель к группе — Д2, а по горючести и воспламеняемости — к группе Г4.

Более неопасными с этой точки зрения являются облицовочные материалы из стали с полимерным покрытием, к примеру, фасадные кассеты либо линеарные панели, которые относятся к классу негорючих материалов (НГ). Тот факт, что застройщики тотчас употребляют железную облицовку наименее охотно, обычно разъясняют более трудоёмким монтажом. На самом же деле монтажники часто просто считают свою прибыль, которую они имеют на композитных панелях и на работах по их «гаражному» производству. На готовых железных панелях монтажник заработает меньше, т.к. он отстранён от процесса производства. Если же гласить о конечном потребителе, то ему железные кассеты, обычно, обходятся дешевле кассет из композитного материала.

В экономном секторе (линеарные панели из стали шириной 0,7-1,0 мм) популярность железных фасадов мучается из-за некой непостоянности геометрии частей облицовки. Вобщем, на сегодня эту делему уже можно считать решённой благодаря возникновению на рынке панелей Primepanel®, сочетающих внутри себя качество фасадных кассет премиум-класса из стали шириной 1,0-1,2 мм со ценой линеарных панелей. «Добиться такового результата удалось благодаря использованию уникального оборудования финской компании FORMIA. Точную геометрию металлической фасадной панели обеспечивают 27 пар формирующих её валов, а мощная распрямляющая установка снимает остаточные напряжения в металле и исключает эффект «линзы», с которым до сего времени не может совладать большая часть производителей», — объясняет Сергей Якубов (ГК Металл Профиль).

Элементы несущего каркаса играют также важную роль в обеспечении безопасности НВФ исходя из убеждений стойкости конструкции в случае появления пожара. Обычно для производства деталей подсистемы употребляются три материала: покрытыя цинком сталь, алюминий и нержавеющая сталь, толика которых на рынке оценивается соответственно как 50%, 40% и 10%. В случае внедрения систем с дюралевыми направляющими при пожаре может произойти частичное либо полное обрушение системы, т.к. под воздействием температур, превосходящих 660°С, алюминий начинает расплавляться. Даже маленький локальный пожар способен привести к обрушению вентфасада, имеющего в собственной базе подконструкцию из дюралевых сплавов, так как они теряют конструкционную крепкость («текут») уже приблизительно при 250-300°C. Если же пожар сильный, то температура в подфасадном пространстве в неких случаях добивается 1000-1200°C, а означает, водянистый металл начнёт капать, поджигая всё, что находится ниже. В особенности небезопасно это становится в случае использования горючих композитных облицовок, о которых уже шла речь выше.

Этот факт подтверждается исследовательскими работами, проведёнными в Центре противопожарных исследовательских работ ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко: на двухэт.ном куске стенки проведено около 50 огневых испытаний систем подвесных вентилируемых фасадов с применением разных теплоизоляционных и облицовочных материалов. В итоге более проблемными проявили себя системы из дюралевых сплавов. Соответственно, подвесные фасады с несущим каркасом из стали являются более надёжными, так как температура плавления стали — около 1500°С.

Невзирая на все приведенные выше аргументы, дюралевые композитные фасадные системы как и раньше получают положительные заключения по итогам разных испытаний, в процессе которых положение выручают железные противопожарные отсечки. Меж тем композитные фасады продолжают полыхать, т.к. по факту на объектах применяется пожароопасный композитный лист группы горючести Г3-Г4, «прикрытый» плодами противопожарных испытаний с применением более дорогостоящего композита с группой горючести Г1. Практически это фальсификация, так как разницу на объекте увидеть фактически нереально. Разумеется, что решить в конце концов этот нездоровой вопрос должен полный запрет на применение композитных дюралевых облицовочных материалов в составе подвесных вентилируемых фасадов.

Торговый центр на строительном рынке в Солнечногорском р-оне Столичной области: в конкретной близости от облицованного железными фасадными кассетами Металл Профиль строения стопроцентно сгорел большой склад пиломатериалов.

При ближнем рассмотрении видно, что подвесной вентфасад подвергался долговременному воздействию открытого пламени, о чём свидетельствуют полопавшиеся стёкла в окнах. В этом случае можно констатировать, что железная облицовка практически выручила торговый центр от возгорания.

По воззрению Николая Лабыгина, директора ПСК ЦНИИПИ «МОНОЛИТ» (ассоциированный член Русской академии архитектуры и строй наук), наилучшим выбором для подсистемы подвесных фасадов является покрытыя цинком сталь с порошковой расцветкой. По большинству эксплуатационных черт такое решение некординально уступает нержавеющей стали, при всем этом серьёзно выигрывая у неё в цены. Это обосновывают, а именно, климатические тесты частей несущей подконструкции из покрытой цинком стали с порошковой расцветкой производства Группы компаний Металл Профиль, проведённые в испытательном центре «Эксперт Кор-МИСиС».

Элементы несущей подконструкции помещались на 30 дней в разные эквивалентные среды (условно-чистую, промышленную и приморскую городскую), в итоге чего было дано заключение об их гарантийном сроке службы в 50, 35 и 25 лет соответственно.

Принципиальным также является вопрос, связанный с выбором поставщика и производителя подконструкции. «Несущая способность частей подконструкции определяется шириной стали и формой кронштейна, а именно — размером рёбер жёсткости. Также нужно уделять свое внимание на качество и толщину цинкового покрытия. А эти характеристики схожи далековато не у всех производителей, о чём гласит веская разница в цены схожих, на 1-ый взор, элементов», — припоминает Сергей Якубов (ГК Металл Профиль).

В конце концов, при оценке пожарной безопасности НВФ необходимыми являются и характеристики используемой термоизоляции, которые оцениваются в согласовании с требованиями ГОСТ 31251-2003. Вне конкуренции тут находятся негорючие (НГ) минераловатные теплоизоляторы.

Таким макаром, в текущее время на рынке находится широкий диапазон материалов и решений для НВФ, которые соответствуют по своим чертам самым серьезным требованиям пожарной безопасности.

img
img

Leave a Reply

 

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>